Ещё немного об источниках вдохновения Blizzard
Как известно, в мире музыки всего семь нот, у радуги всего семь основных цветов, в любых алфавитах конечное количество букв, а "гении мыслят одинаково". Blizzard часто обвиняют в слишком активном, близком к плагиату, заимствовании чужих наработок. Прежде всего у Games Workshop c их Warhammer. В случае со StarCraft - у Warhammer 40,000.
Две самые популярные в интернете точки зрения:
1.
2.
Будучи большим поклонником серий Warcraft и StarCraft, автор придерживается скорее второй точки зрения. Глупо отрицать, что "вьюжные" товарищи изучали продукцию GW. Так же глупо утверждать, что серия WH40k стала основным и чуть ли не единственным источником вдохновения при разработке StarCraft и StarCraft II.
У зергов и тиранид, терран и космодесанта действительно можно найти много общего во внешнем виде и описаниях. Но сравнивать протоссов и эльдар...
На мой взгляд, при работе над концепцией расы протоссов (и не только), у Blizzard были гораздо более очевидные источники вдохновения.
Сериал "Вавилон-5"
Очень многие мои ровесники наверняка в девяностых смотрели легендарный сериал "Вавилон-5" по каналу ТВ-6 (также показывали по ТВ3 в прошлом году). В нём можно увидеть много вещей, повлиявших на развитие вселенной StarCraft (за рубежом сериал шёл с 1993 по 1998 год).
"Древняя мудрая раса"(с). По сюжету, наряду с Тенями, - одна из двух оставшихся в Галактике Изначальных рас. Про Теней поговорим чуть позже, а пока разберём влияние ворлонцев на вселенную StarCraft.
В своём развитии ворлонцы продвинулись так далеко, что смогли отказаться от физических тел и существовать в форме чистой энергии (у протоссов чем-то подобным являются архонты). Все представители расы - сильнейшие телепаты и телекинетики, способные наносить повреждения с помощью силы мысли (протоссам также подвластны ментальные атаки, например, знаменитый "псионный шторм").
Немного истории: во время второй Войны Теней, ворлонцы пришли к выводу, что прекратить её можно только уничтожив планеты, подвергшиеся влиянию Теней. Ничего не напоминает? "Боевой флот древней расы протоссов внезапно появился у принадлежащей Конфедерации планеты Чау-Сара и дотла выжег на ней всё живое" - из официального руководства StarCraft II: WoL. Потом ещё были планеты Мар-Сара, Антига Прайм, во второй части мы тоже колонистов спасали от...
Кстати, о технологиях "выжигания дотла". И ворлонцы, и протоссы используют удивительно похожие орудия разрушения.
В самом первом демонстрационном ролике StarCraft II у материнского корабля даже была специальная способность "Planet Cracker".
Заметным сходством также обладают дредноут ворлонцев (Vorlon Star Dreadnaught) и Warp Ray протоссов (речь именно о Warp Ray. Void Ray aka излучатель пустоты в WoL обладает уже "дарктемпларской" раскраской).
Стоит заметить, что подобной анимацией атаки (несколько "маленьких" лучей сходятся в один более мощный) обладают все корабли ворлонцев в "Вавилон-5", а также построенные по ворлонским технологиям эсминцы класса "Победа" Межзвёздного Альянса.
Чем-то схожи транспортный корабль ворлонцев (Vorlon Transport) и фазовая призма протоссов в "разложенном" состоянии (которая, кстати, тоже является транспортным кораблём).
Перейдём к следующей расе из "Вавилона-5" - минбарцам.
Тоже "Древняя мудрая раса"(с). Не настолько древняя, как Тени и ворлонцы, но самые старейшие и технологически развитые из молодых рас. Родная планета - Минбар - гораздо холоднее Земли и почти полностью покрыта грандиозным кристаллическими структурами, некоторые города буквально вырезаны массивах кристаллов (вспоминаем пилоны протоссов, а также кристаллы на нексусах).
Особо заметного влияния на внешний вид вселенной StarCraft минбарцы не оказали (хотя терранский "дропшип" довольно сильно напоминает минбарский транспортный корабль класса "Линтира"), гораздо интереснее устройство их общества.
Минбарское общество разделено на три касты - рабочих, воинов и жрецов (вы не поверите, но у протоссов всё точно так же). Верховный орган власти - "Серый совет" (Grey Council). В StarCraft II у протоссов появилось новое здание с похожим названием - "Сумеречный совет" (Twilight Council). Какое значение Сумеречный совет играет в обществе протоссов мы, видимо, узнаем в заключительной части StarCraft II - Legacy of the Void.
Минбарские корабли "Белая звезда", созданные с использованием ворлонских технологий, использовавшиеся военной организацией Анла'Шок (также известны как "Рейнджеры"), явно вдохновляли художников Blizzard при создании нового облика авианосцев протоссов.
Перейдём к следующей расе.
Вы будете удивлены, ещё одна "древняя мудрая раса"(с). Внешне напоминают насекомых. Только при очень большом желании в облике Теней можно найти какие черты, повлиявшие на зергов (разве что вот люркер (Lurker) очень их напоминает. Один из самых авторитетных сайтов по вселенной "Вавилона 5", к слову, называется "The Lurker’s Guide to Babylon 5", но это уже слишком натянутое сравнение, согласен).
Тени воспринимаются "плохими", в отличие от "хороших" ворлонцев, которые вроде бы и с Тенями начали воевать во второй раз, и в первый раз с минбарцами заодно были, и посол Кош Шеридана направляет и т. д. В итоге выяснится, что обе расы одинаково "хороши" для человечества и остальных рас - им нет дела до мнения объектов своей "заботы". Тени сеют Хаос, порождают и поддерживают конфликты и войны, чтобы выживали и развивались сильнейшие и достойнейшие. Ворлонцы олицетворяют Порядок, но порядок жестокий: "Делай то, что мы велим, потому что мы велим тебе сделать это". Зерги и протоссы во вселенной StarCraft - такие же два полюса: совершенство общности противопоставляется совершенству личности. Точно так же зерги воспринимаются "плохими" (слизь, насекомые, с Кэрриган ужасную вещь сделали), а протоссы - "хорошими" ("древняя мудрая раса" (с), Зератул Рейнору помогает и уже не так важно, что они три-четыре планеты выжгли).
Тени и ворлонцы - единственные из оставшихся в Галактике Изначальных рас, но быть одним из Изначальных - не значит быть сам древним. В далёкие времена Теней и ворлонцев обнаружила некая бессмертная раса, Первые Изначальные, которая следила за ними и управляла их развитием (Зел'Нага, привет!). Единственный оставшийся из Первых Изначальных, Лориен, сыграл очень важную роль в происходивших в сериале "Вавилон 5" событиях. Впрочем, это уже не совсем относится к теме.
Терраны (Конфедерация, Объединённый Земной Директорат, Доминион) не похожи на Земной Альянс из "Вавилоне-5". Но некоторые аналогии найти можно:
Пси-корпус (Psi Corps)- организация, контролирующая деятельность всех землян-телепатов. Похожие организации (Институт здоровья и исследований, Академия призраков, Psi-Ops) есть у Доминиона. Занимаются тем же самым: отбирают у родителей одарённых детей-псиоников, воспитывают в изолированных учебных заведениях "на благо человечества" в атмосфере полной личной преданности "отцам нации", а после контролируют их деятельность до самой смерти.
Кстати, если кто не читал комиксы из серии "StarCraft. Передовая": сын Джеймса Рейнора погиб во время обучения в Академии призраков.
Силу телепатических способностей Пси-корпус оценивает по двенадцатибалльной шкале. Наивысший уровень - П12 (его обладатели способны пробивать телепатические блоки, управлять воспоминаниями). Как уже неоднократно говорилось, в последней миссии кампании StarCraft II: Wings of Liberty о приближении Королевы Клинков адьютант сообщает фразой "Обнаружено пси-излучение класса 12", что является явной отсылкой к "Вавилону 5".
Разумеется, такой жёсткий надзор и контроль над телепатами со стороны Пси-корпуса (тех, кто не вступает в ряды Корпуса, отправляют в лагеря, принудительно лечат психотропными препаратами, подавляющими паранормальные способности, некоторых женщин-телепатов насильно оплодотворяют, чтобы "вывести" поколение более сильных псиоников и т.д.) не мог не привести к недовольствам. Телепаты-беглецы во вселенной "Вавилона-5" стараются держаться вместе, чтобы оказывать сопротивление Корпусу. В StarCraft тоже есть люди-псионики, не подконтрольные Доминиону, "добровольно ставшие Призраками" - фантомы.
Ещё об аналогиях: в мире "Вавилона-5" существует телеканал ISN (Interstellar Network News), единственный, вещающий на все Земные колонии (это объясняется тем, что трансляция через гиперпространство идёт из столицы Земного Альянса - Женевы). Из-за использования дорогих тахионных передатчиков, принадлежащих правительству, ISN находится в тесной зависимости от администрации президента Земли. С началом Гражданской Воины Земного Альянса, группа репортёров пыталась передавать в эфир правдивую информацию о происходящем (бомбардировки колоний, выход из под контроля Альянса нескольких станций). Тогда телевизионный центр был захвачен отрядами специального назначения, после чего ISN пропал из эфира. Канал через некоторое время возобновил вещание, но был уже полностью подконтролен президенту, транслируя специальные выпуски программ, направленных на дискредитацию антиправительственной коалиции, особенно "Вавилона-5" и её командира Джона Шеридана. ISN вернулся к объективному освещению происходящего только после победы антипрезидентской коалиции. Как видим, аналогия с UNN из StarCraft II: Wings of Liberty явно прослеживается.
В StarCraft II терраны научились использовать инопланетные технологии, например, исследование "Регенеративная биосталь" позволяет обшивке постепенно восстанавливаться после любых повреждений. В "Вавилоне-5" землянами было создано несколько боевых космических кораблей, защищённых воссозданной органической бронёй Теней.
Кстати, во время земляно-минбарской войны основными линейными кораблями Земли были тяжёлые крейсеры класса "Гиперион".
На этом с миром научно-фантастического сериала "Вавилон-5" заканчиваем, больше никаких источников вдохновения для вселенной StarCraft вспомнить не могу. Разве что протоссы чем-то похожи на представителей расы дрази.
Мультсериал "Эхо-взвод"
Следующий источник вдохновения: фантастический мультсериал "Космические спасатели лейтенанта Марша" ("Exosquad"). Был выпущен в 1993-1994 годах, в середине 90-х транслировался по ОРТ.
Действие сериала происходит в XXII веке, основные враждующие стороны - искусственно выращенная раса неосапиантов и... терраны (именно так в "Экзо-взводе" именовались земляне).
Терраны из "Экзо-взвода" практически ничем не поделились с терранами из StarCraft, кроме, разве что, внешнего облика "Викинга" (хотя по "мехам" я не специалист, наверняка в японских аниме уже было что-либо подобное. Обликом "Тора", кстати, никто не подскажет, где "близзы" вдохновлялись?).
А вот неосапианты (они же neosapiens, они же "неосипионты" в переводе ОРТ) гораздо интереснее.
Во-первых, внешний облик: ростом гораздо выше человека, кожа различных оттенков синего цвета, на кисти четыре пальца, причём оба крайних - противопоставленные ("большие"). Всеми этими признаками обладают протоссы в StarCraft.
Во-вторых, искусственно выращенные неосапианты делятся на генерации (в оригинале - broods);
В-третьих, дизайн их экзоскелетов тоже повлиял на внешний вид скафандров морпехов из оригинального StarCraft.
Фильмы "Робот-полицейский" и "Робот-полицейский 2"
Они же RoboCop (1987) и RoboCop 2 (1990). Полагаю, никому не нужно пересказывать сюжет, да и вообще объяснять, что это за фильмы. Сразу перейду к обнаруженным совпадениям.
Как известно, во второй части StarCraft внешний вид морпеха терранов заметно изменился.
Обратите внимание на верхнюю часть скафандра:
А теперь предлагаю вспомнить внешний облик робота-полицейского второго поколения, также известного как Кейн (интересует, в первую очередь, вид верхей части "туловища" киборга).
Фильм "Трансформеры"
Да, именно фильм, который Transformers: The Movie (2007). Почему не оригинальные мультсериалы? Как-то так совпало, что именно в 2007 году, когда интерес к трансформирующимся во всякие средства передвижения "железякам" взлетел до небес, Blizzard анонсировали "Викинг" - робота, трансформирующегося в истребитель. Не исключено, что источником вдохновения были всё-таки мультфильмы про трансформеров. В любом случае, в первой же миссии StarCraft II: Wings of Liberty - "День Независимости", можно встретить не абы кого, а самого лидера Автоботов - Оптимуса Прайма.
И это всё?
Нет, конечно можно найти гораздо больше книг, кинофильмов, телесериалов, повлиявших на формирование вселенной StarCraft. Например, автор совсем не разбирается во вселенной Star Trek, а там явно нужно "искать корни". Смотрите сами:
Свои источники вдохновения есть у каждого. Без них нельзя. Например, в ранних периодах творчества у любого поэта искусствоведы выделяют подражания предшественникам, многие композиторы уединяются, чтобы не слышать чужой музыки во время сочинения своих произведений и т.д. Так или иначе, окружение влияет на всех нас. Другое дело, что вдохновляться можно чем угодно, а вот создать целостную, проработанную, интересную множеству людей вселенную способна далеко не каждая компания-разработчик игр. Blizzard - из таких уникумов. Будем надеяться, что с каждой следующей игрой вселенная StarCraft будет всё больше радовать нас.
Оригинал статьи за моим авторством на